На сайте АС Брянской области опубликована Справка по результатам обобщения практики разрешения споров о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, утвержденная Постановлением Президиума АС Брянской области 22 июля 2022 г. и рассмотренная на заседании Президиума АС ЦО 01 сентября 2022 г.
П.1
Если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, такое лицо несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника. Привлекаемое к ответственности лицо вправе опровергнуть презумпцию доведения до банкротства, доказав, в частности, что отсутствие документации должника либо ее недостатки не привели к существенному затруднению проведения процедур банкротства.
П. 2
Факт неисполнения руководителем должника обязанности по передаче конкурсному управляющему бухгалтерских и иных документов, в результате чего существенно затруднено проведение процедур банкротства свидетельствует о наличии презумпции для привлечения к субсидиарной ответственности обязанного лица. Возложение последствий неисполнения ответчиком обязанности по опровержению этой презумпции на конкурсного управляющего свидетельствует об ошибке распределения бремени доказывания между процессуальными оппонентами.
П. 3
При применении материальных норм права, являющихся основанием для привлечения к субсидиарной ответственности, суд должен установить период совершения лицом виновных действий и применить либо положения статей 9 и 10 ЗоБ, действовавшие до июля 2017 года, либо положения главы III.2 ЗоБ, применяемые в случае совершения правонарушений контролирующими лицами после июля 2017 года.
П. 4
Установление размера субсидиарной ответственности является результатом рассмотрения обособленного спора о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности. То обстоятельство, что при подаче заявления конкурсный управляющий неверно определил размер субсидиарной ответственности, не включив в него сумму требований, включенных в реестр требований кредиторов на основании судебного акта, не предоставляет ему право на повторное обращение в арбитражный суд.
П. 5
При рассмотрении вопроса о противоправных действиях контролирующих должника лиц, заключающихся в совершении ими сделок, суду необходимо установить и, соответственно конкурсному управляющему доказать, что данная сделка привела к объективному банкротству и утрате возможности реального погашения всех долговых обязательств в будущем.
П. 6
Производство по делу о банкротстве не может быть прекращено при наличии нерассмотренного обособленного спора о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц. Факт обращения с заявлением о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности является процессуальным основанием, препятствующим рассмотрению вопроса о прекращении производства по основному делу о банкротстве.
П. 7
К субсидиарной ответственности подлежит привлечению лицо, осуществляющее фактический контроль над должником (независимо от юридического оформления отношений) и использовавшее властные полномочия во вред кредиторам, то есть своими действиями приведшее его к банкротству. Статус контролирующего лица устанавливается, в том числе через выявление согласованных действий между бенефициаром и подконтрольной ему организацией.
П. 8
При рассмотрении заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности со множественностью лиц на стороне ответчиков необходимо установить является ли каждый из них контролирующим должника лицом, исследовать причинно-следственную связь между действиями каждого контролирующего лица, установить периоды совершения данных действий.
Источник: телеграм-канал ACTIO_PAULIANA