28 декабря 2024 г. (547-ФЗ) были внесены изменения в Закон о порядке рассмотрения обращений граждан РФ. Теперь онлайн-обращения в государственные органы возможны только через:
- Единый портал Госуслуг;
- иную информационную систему или сайт государственного или муниципального органа, который обеспечивает идентификацию и (или) аутентификацию граждан.
Таким образом, написать онлайн-обращение посредством обычной электронной почты типа mail.ru или yandex.ru, а тем более через иностранные сервисы электронной почты, невозможно. Правда, для обращений в правоохранительные органы может быть установлен особый порядок направления обращений и ответа на них, однако вряд ли он будет касаться обычных официальных обращений. Скорее всего, такой порядок будет установлен для сообщений о совершённых преступлениях и иных правонарушениях, и обычных граждан затрагивать не будет.
Любопытны мотивы, которые лежат в основе новых правил. Некоторое время назад хотели запретить онлайн-обращения из иностранных почтовых сервисов, но сейчас почему-то передумали и решили запретить обращение через любую электронную почту, которая не обеспечивает идентификацию и (или) аутентификацию граждан, в том числе российскую. Что теперь будут делать лица, находящиеся за рубежом, в том числе российские граждане, сказать трудно. Далеко не у всех них имеется свободный доступ к Госуслугам, о чем уже не раз говорилось.
А что касается информационных систем и сайтов государственных или муниципальных органов, то они в большинстве случаев не обеспечивают надлежащую идентификацию и (или) аутентификацию. И пока органам удавалось справляться, получая дополнительные сведения от заявителей. Однако такие же сведения могут запрашиваться и при обращении через обычную электронную почту, от этого ещё никто не умер.
Конечно, никому из чиновников не хочется выполнять дополнительную работу по уточнению личности обратившегося. Думаю, что это и было главным мотивом изменения правил. Сейчас зависимость государства от мнения граждан стала минимальной, и с ними решили не церемониться, фактически загнав всех на Госуслуги.
Не удивлюсь, что вскоре вообще не останется государственных или муниципальных органов, у которых имеются информационные системы или сайты, которые обеспечивают идентификацию и (или) аутентификацию (возможно, кроме «Госуслуг Москвы»), и вся тяжесть обращений ляжет на общие Госуслуги.
С одной стороны, вроде неплохо, поскольку появляется возможность контролировать сроки, форму и содержание ответов на обращения, вот только кто это будет делать. Функционал и аппарат Госуслуг на это не рассчитан. С другой стороны, обращений будет очень много и возникнет проблема их сохранности и поиска. Вы пытаетесь уточнить, где ответ, а вам говорят: «Уппс, ничего не сохранилось!».
Правда, в любом случае сохранится порядок обращения в государственные или муниципальные органы письменно при помощи «Почты России» или даже устно при личной явке, что даст необходимые гарантии, если в тот или иной орган можно легко попасть. Скорее всего, по наиболее важным обращениям придётся прибегать именно к письменным обращениям или личной явке. Вот такая цифровизация!
И всё ради чего? Ради борьбы незначительным количеством «фейковых» обращений, которые требуют дополнительных, и не слишком больших, усилий чиновников? Но последние для того и существуют, чтобы трудиться на благо общества, а не создавать сложности для населения.
Понимая, что Госуслуги при массовом их использовании будут подвисать, предусмотрено, что ответ на обращение может быть отправлен на адрес электронной почты, указанный в обращении, причём, как я понял, она не должна уже обеспечивать идентификацию и (или) аутентификацию. Но если почта этого не обеспечивает, то как подтверждать, что ответ на обращение получен и от кого. Госорган говорит, что ответ направил, а гражданин его не получил.
Для наиболее значимых обращений, отправляемых через Госуслуги, ответ может быть направлен не на Госуслуги, а на обычный мейл без гарантий надлежащего подтверждения его отправки. В изменениях чётко не сказано, что если обращение направлено через Госуслуги, то и ответ подлежит доставке туда же. Легко представить ситуацию, что и в данном случае ответ будет направлен на простой мейл. Так проще, и ответственности меньше.
Значит, этот альтернативный мейл не нужно указывать, чтобы ответ пришёл на Госуслуги. А если в онлайн-форме это поле обязательно для заполнения? Вот и выходит, что для гарантированного получения госорганом обращения и ответа на него самым надёжным способом будет «Почта России». А каком развитии цифрового общества тогда идёт речь?
Кстати, в изменениях в Закон о порядке рассмотрения обращений граждан РФ ничего не сказано об обращениях в суды, хотя обычно такие обращения подаются в особом порядке. Интересно, как теперь будут работать системы «Мой арбитр», КАД и БРАС арбитражных судов, которые основаны на письмах по электронной почте, которая не обеспечивает идентификацию и (или) аутентификацию?
Иванов Антон